(Поликарпов Николай Иванович; 1.04.1871, с. Истобное Нижнедевицкого у. Воронежской губ.- 9 (по др. данным, 16).12. 1934, г. Баку), еп. Бакинский и Прикаспийский, церковный писатель. Род. в семье священника. В 1885 г. окончил Воронежское ДУ, в 1891 г.- Воронежскую ДС. С 1891 г. учитель в приготовительном классе Воронежского ДУ, с 1895 г. надзиратель в Воронежской ДС (до 1900) и одновременно законоучитель в женском уч-ще А. В. Алисовой-Ивановской (впосл. гимназия В. Л. Степанцовой) и в пансионе Л. А. Собкевич (до 1915). С 1900 г. являлся членом-секретарем епархиального училищного совета. В 1895 г. получил чин титулярного советника, с 1898 г. коллежский асессор.
С нач. 90-х гг. XIX в. занимался церковным краеведением. В газетах «Дон» и «Воронежский телеграф» публиковались его архивные исследования, а также заметки, посвященные памятным датам учебных заведений и благотворительных об-в, юбилеям священников и педагогов, музейным выставкам. Две объемные статьи Н. И. Поликарпова были опубликованы в сборниках «Памятная книжка Воронежской губернии» за 1899 и 1904 гг.: «Из истории заселения Коротоякского края в XVII столетии» и «Очерк жизни и деятельности свт. Митрофана, первого еп. Воронежского». В нач. ХХ в. он стал активным сотрудником Воронежской губернской ученой архивной комиссии (ВУАК) и Церковного историко-археологического комитета (ЦИАК). В «Трудах ВУАК» он опубликовал извлеченные из московского архива Мин-ва юстиции «Приходо-расходные книги Воронежского архиерейского дома времен свт. Митрофана» и на их основе подготовил очерк «Черты из жизни свт. Митрофана...». Фигура еп. Митрофана, 1-го Воронежского иерарха, интересовала Н. И. Поликарпова на протяжении всей его жизни. Он посвятил святителю множество статей, подробно исследовал его взаимоотношения с Петром I, опубликовал и прокомментировал его Синодик. Работы Н. И. Поликарпова о еп. Митрофане, далекие от простого восхваления и основанные на широком круге источников, охотно публиковали столичные исторические журналы, в т. ч. «Русская старина».
В 14 сборниках ЦИАК «Воронежская старина» вышло не менее 25 статей Н. И. Поликарпова по историко-церковной проблематике. Это были и публикации документов (к примеру, «окладных книг» Рязанской митрополии по Воронежскому и Елецкому уездам), и многочисленные исследования, посвященные свт. Митрофану и свт. Тихону Задонскому. В рамках описания храмов Воронежского у. Н. И. Поликарпов подготовил исторические очерки о муж. мон-рях: Митрофановом воронежском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре и Акатовом во имя святителя Алексия женском монастыре. Несколько статей Н. И. Поликарпов посвятил личностям, оставившим заметный след в жизни Воронежской епархии: еп. Льву (Юрлову), архиеп. Димитрию (Самбикину), 1-му председателю ЦИАК А. М. Правдину, кроме того, напечатал духовное завещание архиеп. свт. Антония (Смирницкого).
Был награжден орденами св. Анны 3-й степени, св. Станислава 3-й и 2-й степени.
В 1915 г., после гибели на фронте сына, в жизни Поликарпова произошел духовный перелом. Он уехал из Воронежа и поступил в КДА, которую окончил в 1919 г. со степенью кандидата богословия. После этого несколько лет жил на случайные заработки в Киеве: работал конторщиком в сыпнотифозной больнице, затем преподавал в лесной гимназии и трудовой школе. 16 марта 1922 г., «желая замолить грехи свои и своих умерших родителей и детей», Н. И. Поликарпов принял монашество в Киево-Печерской лавре с именем Митрофан. По совместительству со служением в лавре он состоял научным сотрудником Всеукраинской АН. 10 июля 1922 г. М. был рукоположен во диакона, 9 нояб. 1923 г.- во иерея.
М. переписывался с земляками и сообщал им о своем стремлении вернуться в Воронеж. В авг. 1923 г. он отправил Воронежскому митр. Владимиру (Шимковичу) 2 письма, которые были перехвачены ОГПУ. Обращение М. к митр. Владимиру, остававшемуся в подчинении патриарха свт. Тихона, позволяло сотрудникам ОГПУ сделать вывод о его враждебности обновленчеству. В нач. 1924 г. М. побывал в Москве. 7 янв. патриарх Тихон возглавил хиротонию М. во епископа Бутурлиновского, викария Воронежской епархии. 1 февр. 1924 г. М. прибыл в Воронеж. Появление в городе человека, к-рого хорошо знали по предшествующей деятельности, встревожило обновленцев, и они написали множество доносов о том, что М. агитирует не только против «Живой Церкви», но и «против Соввласти и большевистской партии». ОГПУ немедленно приняло меры по пресечению деятельности М., за ним была установлена слежка. Уже в сер. февр. с М. взяли подписку о невыезде из Воронежа. В составленной по этому случаю анкете он выразил свое отношение к декрету об отделении Церкви от гос-ва: для государства он считал декрет закономерным, а для Церкви полезным. Вскоре против М. подготовили обвинительное заключение в антисоветской деятельности, где говорилось: «В распоряжениях епископа Митрофана видна планомерная деятельность, направленная против живоцерковников, коммунистов и существующих новых порядков в гражданской жизни. Во всех церквях Воронежа идут разговоры о доблестном спасителе веры, который де не боится коммунистов и готов принять венец мученика за веру».
М. было предложено уехать из Воронежа, в противном случае ему угрожал арест. В ответ 13 марта 1924 г. М. подал в ОГПУ заявление, в котором сообщил, что долг перед Господом не дает ему возможности оставить паству только ради того, чтобы избежать заключения и спасти свою жизнь. 22 марта М. был арестован и заключен в тюрьму. Допросы носили формальный характер, виновным М. себя не признал. Воронежский губотдел ОГПУ передал дело в Особое совещание, предлагая отправить епископа на 3 года в Архангельский лагерь. М. был этапирован в Москву и помещен в Бутырскую тюрьму, однако окончательный приговор долго не выносился. Епископ даже был на время освобожден под подписку о невыезде из Москвы. Приговор Особого совещания ОГПУ последовал только 19 июня 1925 г. М. был приговорен к высылке на 3 года в Оренбургскую губ. В февр. 1928 г. ему был предоставлен свободный выбор места жительства. Нек-рое время М. проживал в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре. В 1931 г. назначен епископом Бакинским и Прикаспийским, фактически руководил только Успенской правосл. общиной. Из-за запрета властей служил редко, но часто исповедовал и проводил беседы на темы Свящ. Писания. 29 янв. 1933 г. был арестован в Баку по обвинению в контрреволюционной деятельности за произнесение Слова в память имп. Петра I и поминовение его имени на панихиде. 7 мая того же года приговорен к 3 годам тюремного заключения. 23 янв. 1934 г. был освобожден при условии, что он уедет из Азербайджана, однако почти в течение года, до самой смерти, оставался в Баку, проживал в домах верующих. Был похоронен на бакинском городском кладбище в Чемберекенде. 21 дек. 2008 г. прах М. перезахоронен в крипте кафедрального собора во имя св. Жен-мироносиц в Баку.